И. Лис
«Shape of Shadow — Форма тени». Под таким названием в середине сентября в Караганде в Музее изобразительного искусства состоялась выставка молодой талантливой художницы Елены Кондратьевой.
Более 70 работ в непривычной для Казахстана технике цзяньчжи (отнесенной ЮНЕСКО к числу мирового культурного наследия) поразили не только казахстанцев, но и гостей из Польши. Именно поэтому они оставили восторженные отзывы в книге записей.
Хочется пояснить: искусство цзяньчжи — вырезание из бумаги — один из древнейших видов традиционного декоративно-прикладного искусства на Земле. Эта выразительная бумажная графика зародилась в Китае еще в первом столетии нашей эры — вскоре после изобретения бумаги.
Первоначально этот вид творчества из-за дороговизны материала (бумаги) был доступен только очень обеспеченным людям. В то время в высших слоях общества статус женщины принято было оценивать на основе ее мастерства в цзяньчжи.
Технологии развивались, а вместе с ними и процесс производства бумаги стал значительно дешевле. Постепенно искусство вырезания распространилось среди всех слоев и сословий населения Китая и стало национальным.
В то время вырезанные из бумаги узоры использовались в религиозных ритуалах, для декорирования ворот, окон, фонарей и перегородок внутри дома. Очень часто бумажные лекала служили образцами для вышивки. Китаянки охотно украшали свои прически орнаментами, вырезанными из бумаги или из золотой и серебряной фольги.
Расширение торговых отношений помогло цзяньчжи распространиться по миру. В VII веке оно добралось до Кореи и Японии, в XIII стало популярным в Персии, в XV веке – в Турции. Благодаря Великому шелковому пути, необычное искусство попало в страны Европы, в славянские государства. Испанские миссионеры принесли его в Латинскую Америку, в частности в Мексику…
В каждой стране выразительная техника претерпевала изменения и отражала национальный колорит. Сейчас это искусство широко распространено во всем мире. Многие художники создают истинные шедевры и выставляют их на знаменитых выставках.
Но безусловное лидерство остается за Китаем – страной, где этот вид искусства – и культурное наследие, и глубокая философия. Испокон веков в Поднебесной постулировалась истина: древность должна служить современности. Но сегодня современность, адаптируясь к неминуемым вызовам, привносит «бриллианты» древних культурных традиции в реалии грядущих дней.
Из поколения в поколение китайцы свято оберегали и передавали секреты цзяньчжи от матери к дочери. Сегодня это искусство поддерживается государством: почти во всех начальных и средних школах Китая есть группы любителей силуэтной вырезки. Причем, числу сюжетов цзяньчжи практически нет предела: это и персонажи китайского гороскопа, и экзотические цветы, и орнаменты, и иероглифы, и сцены повседневной жизни…
В Казахстане секреты мастерства цзяньчжи совершенно бесплатно можно постичь в Институте Конфуция. В Караганде он находится при Карагандинском государственном техническом университете.
- Техника цзяньчжи развивает мелкую моторику рук, а, значит, умственные и творческие способности человека, — поясняет директор Института Конфуция с казахстанской стороны, к.т.н., профессор Татьяна Филиппова. – Хочется верить, что наш труд — не напрасен, и из тени творчества на свет появятся новые гениальные творения в искусстве, науке, технике… Как говорил Конфуций: «Красота есть во всем, но не всем дано это видеть». Может Вы именно тот, кому в полной мере отпущен этот дар. Приходите, попробуйте и у Вас все обязательно получится! Главное следуйте завету великого китайского философа: «Чем бы Вы ни занимались в жизни, делайте это всем своим сердцем!»